Согласно выводу польской комиссии, основная ответственность за катастрофу лежит на польской стороне. Самолет Ту-154 не должен был быть допущен к выполнению рейса в Россию, заявлено в Варшаве на пресс-конференции, посвященной презентации доклада.
"Комиссия установила, что 36 спецполк, отвечающий за перевозку первых лиц, допустил при подготовке полета ряд нарушений. Обучение организовалось поспешно", - отметил член комиссии Мачей Ласек, чьи слова приводит ИТАР-ТАСС. "Не выполнялись тренировочные полеты. Только техник имел соответствующую квалификацию для выполняемого полета. Остальные не имели права на выполнение полета", - установила комиссия. "Уровень подготовки экипажа угрожал безопасности полетов", - констатировали эксперты.
Комиссия признала, что командиру экипажа не хватало опыта: "Это был не очень опытный летчик, который набрал опыт при полетах на хорошо оборудованные аэропорты, у него не было опыта полетов в тяжелых метеоусловиях".
Пилоты президентского борта недостаточно хорошо говорили по-русски, чтобы поддерживать переговоры с российскими диспетчерами. То же относится и к штурману судна. "Плохое знание пилотом русского языка привело к ошибочному принятию решений", - заявлено на пресс-конференции.
Комиссия пришла к выводу, что известие о непростых погодных условиях в районе Смоленска стало для экипажа полной неожиданностью. При этом они все равно руководствовались не столько реальной ситуацией, сколько осознанием того, что на борту находились высокопоставленные чиновники.
Комиссия также отмечает, что самолет с польским президентом на борту был полностью исправен до столкновения с землей.
Причиной катастрофы, считает комиссия, стало снижение лайнера ниже минимальной высоты на высокой скорости. "Причиной происшествия было снижение (самолета) ниже минимальной высоты снижения при чрезмерной скорости в метеорологических условиях, не предполагающих визуальный контакт с землей, а также позднее начало процедуры ухода на второй круг", - отмечается в докладе.
Авторы документа называют одной из причин катастрофы то, что его экипаж не отреагировал на сигнал системы об опасном сближении с землей, передает "Интерфакс".
В то же время в докладе подверглись критике и диспетчеры аэропорта Северный, которые, по мнению польской стороны, несколько раз давали команды с опозданием или сообщали о вещах, которые не соответствовали реальному положению дел. Эксперты отмечают, что диспетчеры передали польским летчикам неточную информацию о положении самолета относительно глиссады. В частности, на удалении в шесть километров от аэропорта диспетчер сообщил, что самолет находится на правильном курсе, хотя на самом деле он был на 120 метров выше и на 125 метров левее глиссады. Команда по переводу самолета в горизонтальный полет была запоздалой.
Кроме того, диспетчеры не придеставили польским летчикам не предоставили качественной информации о погоде, поскольку метеонаблюдение на аэродроме "Северный" было организовано неудовлетворительно, отмечается в докладе. В частности, не было спрогнозировано появление тумана. Это стало возможным либо в связи с отсутствием у диспетчеров опыта работы в сложных метеорологических условиях, либо из-за неисправности локатора, который мог позывать неверные данные.
В то же время в Варшаве признали, что российские диспетчеры действовали в соответствии с правилами, существующими в России.
Эксперты пришли к выводу, что сам российский аэродром в принципе не был готов к безопасному приему самолетов. "Состояние светосигнальной системы не соответствовало техническим требованиям, предъявляемым к визуальному навигационному оборудованию", - указывается в документе. Кроме того, часть полосы воздушных подходов, примыкающая к порогу ВПП, "поросла деревьями, высота которых превышала допустимое значение для наземных препятствий в этом районе".
Все это, решили в Польше, привело к тому, что элементы световой навигационной системы в условиях ограниченной видимости были закрыты, что затрудняло экипажу воздушных судов визуальную ориентацию.
Вместе с тем комиссия отметила, что "схемы захода на посадку на аэродроме "Смоленск-Северный", несмотря на многочисленные недостатки, позволяли безопасно приземлиться на ВПП".
В документе отмечается, что Россия предоставила не все записи наземных служб, касающиеся захода на посадку под Смоленском Ту-154. Представители польской комиссии заявили, что Москва сообщила об утрате одной из записей. "Это затруднило расследование", - сказал один из участников пресс-конференции.
Комиссия также сочла, что командующий ВВС Польши Анджей Бласик не оказывал давления на членов экипажа. Он действительно находился в кабине пилотов на заключительном этапе полета, но был пассивным наблюдателем, сообщили авторы документа.
Напомним, согласно отчету МАК, экипаж принял ошибочное решение о посадке при неблагоприятной погоде в условиях давления на него со стороны высокопоставленных пассажиров. Вывод об этом был сделан на основании анализа записи переговоров в кабине пилотов.
Российские специалисты заключили, что Бласик, имея всю информацию о крайне опасной ситуации, в которой совершалась посадка, проявил безучастие, вследствие чего командир экипажа продолжил осуществлять ошибочное решение, пишет Newsru.com.
В авиакомитете также решили, что экипаж Ту-154 боялся негативной реакции Леха Качиньского в случае ухода на запасной аэродром. Об этом свидетельствуют, в том числе, слова, которые произнес штурман незадолго до посадки: "Он взбесится!" В то же время в МАК признали, что никаких конкретных команд от президента Польши о посадке не поступало.
Комиссия составила список из 150 человек, ответственных за катастрофу. В их числе - пилоты самолета, а также высшие чины в ВВС, армии и министерстве обороны Польши. Но эти имена не попали в отчет, список составлен только для внутреннего пользования в соответствующих органах. После публикации доклада, как ожидается, своих постов могут лишиться многие военные руководители.
Самолет польского президента Леха Качиньского Ту-154 упал под Смоленском утром 10 апреля 2010 года. При посадке он зацепился за верхушки деревьев в условиях плохой видимости из-за сильного тумана. Жертвами крушения стали все 96 человек, находившиеся на борту, - 88 пассажиров, в том числе президент, и восемь членов экипажа. Польская делегация летела в Смоленск для участия в траурном мероприятии, приуроченном к 70-й годовщине расстрела польских военных преступников войсками НКВД.
Оригинал здесь.
© Ольга Панфилова / РИА "Новый регион", 2011